Логотип Управления ветеринарии
Белгородской области
УПРАВЛЕНИЕ ВЕТЕРИНАРИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
  
308014, г. Белгород, 1-й Мичуринский переулок, 22-а  
+7 4722 31-27-60   
+7 4722 31-27-59

+7 4722 31-34-58 (Телефон доверия)
priemnaya@belvet.ru  belvetupr@yandex.ru  



Храм-часовня во имя святых Флора и Лавра

Сказания о Флоре и Лавре

   31 августа православная церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра, издавна почитавшихся на Руси как покровители домашних животных, особенно лошадей.
  1377935245_1346349910_s2168010.jpg Мученики Флор и Лавр были родными братьями не только по плоти, но и по духу. Они жили во II веке в Византии, затем переселились в Иллирию (ныне страны Балкан). По ремеслу братья были каменотесами. Правитель Иллирии Ликион послал братьев в соседнюю область для работы над строящимся языческим храмом. Братья трудились на стройке, раздавая все заработанные деньги нищим, сами же соблюдали строгий пост и непрестанно молились. Однажды сын местного жреца подошел к стройке, и осколок камня попал ему в глаз, сильно повредив его. Флор и Лавр обнадежили разгневанного отца, что его сын получит исцеление. Они взяли юношу к себе и наставили вере во Христа. После того, как юноша исповедал Иисуса Христа Истинным Богом, братья помолились о нем, и глаз исцелел. При виде такого чуда отец юноши также уверовал во Христа. Когда постройка храма была закончена, братья собрали христиан, помогавших при постройке, сокрушили идолов и поставили в восточной части храма святой крест. Всю ночь они провели в молитве, озаряемые небесным светом. Узнав об этом, начальник области приговорил к сожжению бывшего жреца Мамертина, его сына и 300 христиан. Мученики Флор и Лавр, отправленные к правителю Ликиону, были брошены в пустой колодец и засыпаны землей. Но они «и в муках славили Бога».
   Через много лет святые мощи мучеников Флора и Лавра были обретены нетленными и перенесены в Константинополь. После этого в Царьграде прекратился падеж скота. В 1200 году их видел новгородский паломник Антоний, около 1350 года главы мучеников в монастыре Вседержителя видел Стефан Новгородец.
   На Руси святых мучеников Флора и Лавра почитают как покровителей домашнего скота. Это почитание возникло давно. По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых Флора и Лавра прекратился падеж скота.
   Согласно поверью, бытовавшему на Орловщине, Флор и Лавр рыли колодцы. Но однажды колодец обвалился и братья оказались погребены заживо. Из-под обвала стала сочиться вода и вскоре там образовалась лужица. Сюда стала ходить на водопой одна худосочная лошаденка, которая быстро раздобрела. Слава о чудодейственном источнике быстро распространилась по округе, сюда стали пригонять старых и больных лошадей, и все они поправлялись. Тогда местные мужики решили на этом месте вырыть колодец. И вскоре произошло чудо: Флор и Лавр обнаружились живыми и невредимыми, с железными лопатами в руках.
   Часто на иконах Флор и Лавр изображаются вместе с архангелом Михаилом. Согласно одному из поверий, однажды пастухи обратились к святым, чтобы те помогли им вернуть пропавших коней. А те, в свою очередь, умолили архангела Михаила помочь им. Согласно другому толкованию, архангел Михаил возвещает об обретении мощей святых мучеников, благодаря чему прекратился падеж лошадей.
   В древних иконописных подлинниках Руси дается наставление, что святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре».

Икона «Чудо о Флоре и Лавре»

  

Ikona_ChudoOFloreILavre.jpgСцена «Чуда о Флоре и Лавре» называется также, на основе сохранившихся надписей на некоторых иконах на эту тему, «Архангел Михаил вручает коней Флору и Лавру». В композиции Флор и Лавр изображаются стоящими по сторонам архангела, который держит за длинные поводья двух оседланных коней. Ниже изображаются три всадника-коневода и табун лошадей около водоема. Имена коневодов — Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, что в переводе с греческого означает «ускоряющий бег коня», «гонящий коня» и «ухаживающий за конем».
   В канонической греческой, югославянской и русской литературе Флор и Лавр известны как христианские мученики — братья, по ремеслу каменщики. Культ Флора и Лавра как святых покровителей коней возник на Балканах (Иллирия), где сменил античный культ всадников — братьев Диоскуров. С Балкан этот культ перешел на Русь и здесь получил особенно широкое распространение. Создание иконной композиции «Чуда о Флоре и Лавре» — вероятнее всего является чисто русским самобытным творчеством. Тип Флора и Лавра, описанный в иконописных подлинниках, устанавливается в XV в. По иконописному подлиннику Флор изображается «подобием рус, власы с ушей кратки, брада невелика... в двух ризах (одеждах): верхняя вохра с киноварью, исподняя (нижняя) лазоревая, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги»; Лавр «подобием млад, без брады, власы просты смяты и аки подстрижены; риза киноварная, исподняя вохра с белилом, в руке крест, другая молебна, на ногах сапоги» («Сводный иконописный подлинник XVIII века». По списку Г. Филимонова, М., 1874, стр. 423, под 18 августа).
   Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп по легенде были сначала язычниками, конюхами богини Немезиды, затем стали христианскими мучениками. По иконописному подлиннику они изображаются так: «вси млади, аки трие пещные отроки кудреваты, на главах колпаки; на первом риза лазорь, испод бакан, на главе колпак киноварь, на другом риза киноварь, испод празелень, на главе колпак лазорь; на третьем риза бакан с белилом, испод вохра, на главе колпак бел, все препоясаны ширинками и в сапогах. Сии святии три обеда ястие (ели)... и кони изводяще на всякий скверный отеческий их праздник Немеседиосу, потом веровавши во Христа и мучение прияша» (указ. выше сводный иконописный подлинник, стр. 251, под 16 января). 
   Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».

Икона «Чудо о Флоре и Лавре» с Власием и Спиридоном


икно флор и лавр с власием и спиридоном.jpg  Существует и другая икона «Чудо о Флоре и Лавре», где нет этого единого пространства, а есть разделение на три яруса. В верхнем, на горе, возвышается Архангел Михаил, чуть ниже — Флор и Лавр, перед ними белый и вороной кони. На среднем ярусе братья Спевсипп, Елевсипп и Мелевсипп погоняют табун разноцветных коней. В нижнем ярусе появляются изображения святителей Спиридона и Власия — новые лица для этого сюжета, но привычные народному сознанию как покровители и ходатаи о домашнем скоте.
   Святитель Спиридон (память его празднуется 12 (25) декабря) родился на Кипре, был с детства пастухом овец, в память чего на иконах святителя часто изображают в пастушьей шапке, сплетенной из ивовых прутьев. Впоследствии он был поставлен епископом города Тримифунта. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову его пробуждались мертвые, исцелялись больные, изгонялись бесы. Особым даром святителя была власть над стихиями—по его молитве отверзалось небо и проливался живительный дождь на иссохшие поля, рассеивались грозовые облака, речной поток останавливался в своем течении, когда святителю нужно было перейти через него. В церковных песнопениях его часто уподобляют пророку Илии: «Равноангельна Спиридона зрим, великаго чудотворца. Некогда страна от бездождия и засухи вельми пострада: бысть глад и язва, и многая множества людей умроша, молитвами же святителя сниде с небесе на землю дождь, людие же, избавльшеся от бедствия, благодарственно взываху: Радуйся, великому пророку уподобивыйся; радуйся, яко дождь, отъемлющий глад и недуги, благовременне низвел еси» (Акафист святителю Спиридону).
   В 325 году святитель Спиридон был участником Первого Вселенского Собора, на котором, обличая ересь нечестивого Ария, явил в доказательство Единства Святой Троицы чудо: он взял в руки кирпич и сжал его—мгновенно вышел из кирпича вверх огонь, вода потекла вниз, а глина осталась в руках. «Се три стихий, а плинфа (кирпич) одна, сказал тогда святитель, так и в Пресвятой Троице Три Лица, а Божество Едино».
   Другой изображенный на иконе святитель — священномученик Власий, епископ города Севастии (память его празднуется 11 (24) февраля). До принятия епископского сана был врачом. В греческих минеях говорится, что он в детстве был пастухом. Святитель жил в царствование римских императоров Диоклетиана и Ликиния (III —IV вв.) —жестоких гонителей христиан. Многие верующие скрывались от преследований в пустынных и уединенных местах. Епископ Власий также удалился на гору Аргеос и поселился в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял, возлагая на них руки.
Милосердие святителя Власия простиралось не только на людей, но и на всякую тварь, которую он любил поистине богоподобной любовью ко всему, что Своей державой и любовью сотворил Господь.
Убежище святителя Власия было найдено слугами правителя области, прибывшими на отлов зверей, которым потом отдавали на растерзание мучеников-христиан. Святителя Власия отвели к правителю. По пути он исцелял больных людей и животных и творил другие чудеса. Так, по его молитве волк, утащивший поросенка у бедной вдовы, возвратил добычу невредимой. Когда на пути святому встретилась хромая собака, святитель остановился, осенил ее святым крестом и она исцелилась.
   За исповедание веры во Христа правитель области велел бросить святителя Власия в озеро. Однако святой мученик подошел к воде, осенил ее крестным знамением и пошел, как по суше. Обратившись к стоявшим на берегу язычникам, святитель предложил им идти по воде, призвав на помощь своих богов. Все, кто дерзнул на это, утонули. Святой же, повинуясь велению Ангела, вернулся на берег, после чего был обезглавлен. Произошло это около 316 года.
   Известно, что не только на Руси, но и в Греции, на Балканах, в Далмации, т.е. во многих районах Византийского мира святители Спиридон и Власий почитались как целители и покровители животных. Земледельцы и скотоводы искали у небесных покровителей опору и помощь в повседневных трудах и заботах, и, по благодати Божией, Его угодникам повиновались даже стихий. Не случайно на всех древних греческих житийных иконах святителя Спиридона изображаются чудеса, совершенные над огнем, водой, воздухом и землей. Вспомним и то, что имя святителя Спиридона Тримифунтского всегда поминается в молитве на освящение воды.
   Труждение со стихиями святых, изображенных в нижнем ярусе иконы «Чудо о Флоре и Лавре», являет завершенность делания святого человечества со всем сотворенным миром: ангельским, царством животных, растительным царством и царством стихий. В иконе «Чудо о Флоре и Лавре» отражается единство мира, реальность общения с Горним миром. Образ раскрывает духовному взору Божественную любовь к людям, ко всему живому, раскрывает тайны Божии, приносит утешение в скорбях и укрепление в трудах. Мы видим здесь преддверие царства Божия, пришедшего в силе и славе, осиянность всего светом Божественным. Здесь видится прообраз эсхатологического видения Нового Иерусалима, где «воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облаченные в виссон белый и чистый» (Апок. 19, 14).

Молитва святым мученикам Флору и Лавру:
Прехвальнии мученицы Флоре и Лавре, вас не земля потаила есть, но небо прият вы, во еже быти вам молитвенники и предстатели о чтущих с любовию честную память вашу. Молитеся же за ны, трудолюбцы незлобивии, да подвигнет Господь и нас, в трудех и утеснении сущих, к деланию заповедей Его, да не токмо о пищи и питии, но и о еже како угодити Господеви попечемся; споболите печалем и воздыханием нашим, и да не озлобятся до конца души наша, но да возгорятся любовию друг ко другу, да пребудем в мире и единомыслии, якоже и вы, самобратнии блаженнии. Наипаче же утвердите ны в вере святей и правей, юже имуще в сердцам наших, не устрашимся в поношении и унижении и всяких обстояниих, имиже одержими есмы, но, яко испытание силы веры нашея с благодарением сие приимше, доброе исповедание соблюдем, в немже и прейдем от юдоли сей в вечное Царствие Господа нашего, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь.


Проект регламента
ФГБУ Карты поднадзорных объектов
АЧС
ФГБУ Центр ветеринарии
АЧС
Бешенство